Коррозия под теплоизоляцией

Заместитель директора по трубной теплоизоляции
Заместитель директора по трубной теплоизоляции
коррозии под изоляционным материалом

Как решить глобальную проблему 21 века - коррозию трубопровода под теплоизоляцией?

Разрушение труб под изоляцией можно сравнить с минным полем – этот скрытый процесс протекает незаметно, его можно обнаружить только при выходе из строя магистрали или резкой потери его эффективности. Проблема обозначилась во время энергетического кризиса 70-х годов прошлого века, когда вопрос энергосбережения и снижения теплопотерь стал наиболее актуальным.

Без защитного кожуха вода, попавшая на поверхность трубы, испарялась, оставляя поверхность металла сухой. Проблемы коррозии касались, в основном, труб при подземной прокладке. Сейчас абсолютное большинство трубопроводов изолируются с целью максимального снижения теплопотерь, и ежегодный ущерб от КПИ – коррозии под изоляцией – оценивается в триллионы рублей.

Механизм возникновения коррозии под изоляционным материалом

КПИ отличается от «обычной» коррозии особенностями течения, скоростью и характером поражения металла. Увы, ей подвержены все виды труб: из углеродисто-марганцевых, низколегированных, аустенитных нержавеющих сталей. Особенно страдают от этого разрушительно процесса трубы из нержавеющей стали с теплоносителями в нефтегазовой промышленности. Это плохая новость. Но есть и хорошая! С КПИ научились бороться.

Причины возникновения коррозии под изоляцией являются:

  • попадание влаги на поверхность трубопровода;

  • невозможность ее испарения;

  • превращение изоляционного материала в катализатор КПИ.

Давайте разберем эти причины подробнее.

Дождевая вода попадает в систему изоляции через слабые места, такие как разрушенные герметики на стыках, крышках оборудования, отверстиях под винты и заклепки, другие места с поврежденной изоляцией. Конденсат может образоваться на поверхности металла из-за резкого перепада температур.

Теплоизоляция предназначена для сохранения температуры теплоносителя и для предотвращения попадания влаги в систему. Однако это также означает, что любая влага, проникшая на поверхность трубы, удерживается в пределах изоляционного покрытия и не может выйти наружу. Со временем это приводит к увеличению уровня влажности. 

Вода существенно влияет на тепловые характеристики изоляционного материала, а также создает идеальные условия для коррозионного воздействия. Большинство изоляционных материалов содержат коррозионно-активные вещества, такие как хлориды и двуокись серы (SO 2), которые в присутствии влаги действуют как кислотный катализатор, увеличивая скорость коррозии.

Теплоизоляция АМАКС – решение КПИ

Таким образом, значительно снизить риск КПИ могут:

  • тщательная герметизация стыков изоляционного полотна;

  • нанесение теплоизоляции на подготовленную поверхность трубы, очищенной от ржавчины, грязи; обработанную антикоррозионной краской или порошковым напылением;

  • применение «правильной» теплоизоляции, которая даже при намокании не выделяет кислотных соединений.

Идеальным с точки зрения предотвращения коррозии труб под изоляцией является решение по использованию каменной или базальтовой ваты. Компания АМАКС производит этот вид изоляционного материала из расплава базальтовой породы или щебня.

Концентрация хлоридов в нем, вызывающих растрескивание поверхности металла, в несколько раз ниже допустимой нормы в 10 мг/кг и абсолютно безопасна для труб любого состава. И это еще не все. Специалисты АМАКС нашли простое и изящное решение против КПИ – они создали каменную (базальтовую) вату с ячейками как открытой, так и закрытой формы. И получили уникальные свойства этой теплоизоляции: – одновременно и водоотталкивающие, и выводящие влагу из-под изоляционного слоя.

С каменной ватой от завода АМАКС ваши трубы в безопасности, они надежно защищены от КПИ!

 



Трубопровод 7541

Завод АМАКС решился на литературный эксперимент. С помощью нейросетей мы строим трубопровод в параллельных вселенных!