Как решить глобальную проблему 21 века - коррозию трубопровода под теплоизоляцией?
Разрушение труб под изоляцией можно сравнить с минным полем – этот скрытый процесс протекает незаметно, его можно обнаружить только при выходе из строя магистрали или резкой потери его эффективности. Проблема обозначилась во время энергетического кризиса 70-х годов прошлого века, когда вопрос энергосбережения и снижения теплопотерь стал наиболее актуальным.
Без защитного кожуха вода, попавшая на поверхность трубы, испарялась, оставляя поверхность металла сухой. Проблемы коррозии касались, в основном, труб при подземной прокладке. Сейчас абсолютное большинство трубопроводов изолируются с целью максимального снижения теплопотерь, и ежегодный ущерб от КПИ – коррозии под изоляцией – оценивается в триллионы рублей.
Механизм возникновения коррозии под изоляционным материалом
КПИ отличается от «обычной» коррозии особенностями течения, скоростью и характером поражения металла. Увы, ей подвержены все виды труб: из углеродисто-марганцевых, низколегированных, аустенитных нержавеющих сталей. Особенно страдают от этого разрушительно процесса трубы из нержавеющей стали с теплоносителями в нефтегазовой промышленности. Это плохая новость. Но есть и хорошая! С КПИ научились бороться.
Причины возникновения коррозии под изоляцией являются:
-
попадание влаги на поверхность трубопровода;
-
невозможность ее испарения;
-
превращение изоляционного материала в катализатор КПИ.
Давайте разберем эти причины подробнее.
Дождевая вода попадает в систему изоляции через слабые места, такие как разрушенные герметики на стыках, крышках оборудования, отверстиях под винты и заклепки, другие места с поврежденной изоляцией. Конденсат может образоваться на поверхности металла из-за резкого перепада температур.
Теплоизоляция предназначена для сохранения температуры теплоносителя и для предотвращения попадания влаги в систему. Однако это также означает, что любая влага, проникшая на поверхность трубы, удерживается в пределах изоляционного покрытия и не может выйти наружу. Со временем это приводит к увеличению уровня влажности.
Вода существенно влияет на тепловые характеристики изоляционного материала, а также создает идеальные условия для коррозионного воздействия. Большинство изоляционных материалов содержат коррозионно-активные вещества, такие как хлориды и двуокись серы (SO 2), которые в присутствии влаги действуют как кислотный катализатор, увеличивая скорость коррозии.
Теплоизоляция АМАКС – решение КПИ
Таким образом, значительно снизить риск КПИ могут:
-
тщательная герметизация стыков изоляционного полотна;
-
нанесение теплоизоляции на подготовленную поверхность трубы, очищенной от ржавчины, грязи; обработанную антикоррозионной краской или порошковым напылением;
-
применение «правильной» теплоизоляции, которая даже при намокании не выделяет кислотных соединений.
Идеальным с точки зрения предотвращения коррозии труб под изоляцией является решение по использованию каменной или базальтовой ваты. Компания АМАКС производит этот вид изоляционного материала из расплава базальтовой породы или щебня.
Концентрация хлоридов в нем, вызывающих растрескивание поверхности металла, в несколько раз ниже допустимой нормы в 10 мг/кг и абсолютно безопасна для труб любого состава. И это еще не все. Специалисты АМАКС нашли простое и изящное решение против КПИ – они создали каменную (базальтовую) вату с ячейками как открытой, так и закрытой формы. И получили уникальные свойства этой теплоизоляции: – одновременно и водоотталкивающие, и выводящие влагу из-под изоляционного слоя.
С каменной ватой от завода АМАКС ваши трубы в безопасности, они надежно защищены от КПИ!